Формы обучения:
- обучение в Центре осуществляется с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся в очной, очно-заочной или заочной форме;
- родители (законные представители) несовершеннолетних детей, обучающиеся после получения ими основного общего образования или после достижения восемнадцати лет имеют право на выбор формы получения образования (семейное образование, самообразование);
- допускается сочетание форм получения образования и форм обучения;
- обучающиеся, осваивающие адаптированную основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию в Центре;
- при реализации адаптированных основных образовательных программ могут быть использованы: электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский
Срок действия государственной аккредитации: до 2023 года
Уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, дополнительное образование
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слепых и слабовидящих детей. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрирован 30.12.2022 № 71930)
Имеется государственная аккредитация образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слепых и слабовидящих детей разработана в соответствии с требованиями обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №286
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждён Министерством образования и науки Российской Федерации) от 19 декабря 2014 года №1598, а также ФОП НОО (разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809) и ФАОП НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. №1023) с учётом анализа образовательных запросов участников образовательного процесса. АООП НОО для слепых и слабовидящих детей является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (2 вариант), разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой Приказом просвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026 с учётом анализа образовательных запросов участников образовательного процесса. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (2 вариант), является основным документом, определяющим содержание образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с ФГОС ООО и ФАОП ООО.
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1025, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 2023 года № 72653; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года № 370).
Варианты: 4.1.; 4.2. для слабовидящих обучающихся;
Варианты 3.1; 3.2 для слепых обучающихся.
4.1 – Адаптированная образовательная программа основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года № 370).
Каждый вариант АООП ООО разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с нарушениями зрения, обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Содержание и планируемые результаты – не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1025
Адаптированная основная образовательная программа среднего общего образования разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 года № 1014 (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 декабря 2022 года № 71763)
АООП СОО составлена с учетом Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», п.26 : « В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении». В программе учтены психофизические особенности слабовидящих и слепых обучающихся и обеспечивает преемственность с АООП основного общего образования.
Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся со зрительной депривацией, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей Федеральной основной образовательной программы среднего общего образования.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью АООП ООО и включает в себя:
1. внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы;
2. внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой), реализацию проектной и исследовательской деятельности;
3. внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов, самореализации, в том числе одаренных, через организацию социальных практик, общественно-полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций;
4. внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, группы, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики Липецкого региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся;
5. внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских объединений – ДМТО «Инициатор»;
6. внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями (законными представителями) по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие);
7. внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
8. внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве образовательной организации (безопасности жизни и здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в классе, группе, профилактике неуспеваемости и различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся).
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 6 лет обучения на уровне основного общего образования – не более 2100 часов; в год – не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки – 10 часов, из которых 5 часов выделяются на обязательные и, при необходимости, дополнительные занятия по коррекционно-развивающим курсам.
1 час в неделю во всех классах проходят внеурочные занятия «Разговоры о важном», направленные на развитие ценностного отношения обучающихся в свой Родине, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ.
Направления кружковой работы: художественное, туристико-краеведческое, техническое, естественно-научное, физкультурно-спортивное
Программы разработаны на основе адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ОВЗ и инвалидностью (нарушение зрения (слабовидящие)) разработанной по заказу ФГБУК «ВЦХТ»